ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И ЕЁ ВЫПУСКНИКОВ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Сегодня между средними общеобразовательными учреждениями существует очень серьезная конкуренция. Школы борются за лучших педагогов, отрабатывают новые интересные методики, что позволяет давать по-настоящему качественное хорошее образование.
С нынешнего учебного года заработала система общероссийского рейтинга, который выделяет 500 лучших школ России.
В связи с этим встаёт вопрос, который очень часто звучит сегодня из разных уст: чиновников, учёных, политиков, учителей, родителей, школьников: как определить, какая школа - хорошая, а какая - плохая? Какие критерии, кроме результатов олимпиад и ЕГЭ выпускников, здесь приемлемы?
Учёные говорят, что есть три распространенных способа ответить на этот вопрос.
1. Можно попытаться определить качество школы в связи с выполнением ею социальных функций. Скажем, школа должна ориентировать выпускника на то, чтобы остаться на своем малой родине, воспроизводить здесь социальную структуру и работать на процветание своего региона. Этот подход отождествляет качество и функциональность.
2. Другой способ – оценка школы в связи с удовлетворением ею запросов родителей, самих школьников, вузов, будущих работодателей и других заинтересованных лиц. Школа тут рассматривается как «производитель» некоторого набора «услуг» для широкого круга непосредственных «потребителей».
3. И наконец, третий подход – оценка качества учебного заведения в связи с жизненными шансами, которые получают его выпускники. Чтобы осуществить такую оценку, нужно изучить, как складывается судьба выпускников после окончания школы: куда они поступают, где затем работают, как смогли реализовать свой потенциал, как они поддерживают связи со своей альма-матер.
Лично мне, как директору, учителю, родителю, гражданину, наконец, ближе именно этот подход – теория жизненных шансов. Качество школы определяется тем, где потом оказываются её выпускники. И, добавлю, тем, как они оценивают свою школу, готовы ли поддерживать с ней связи, помогать в реализации её функций, сохранять дух ученического братства, землячества, связующую нить между поколениями.
         Считаю, что в нашей Дубровской средней школе №1 имени генерал-майора Никитина И.С. связь с выпускниками, тесное и плодотворное сотрудничество с ними действительно являются серьёзным и значимым фактором социализации подрастающего поколения.
Школа, воспитавшая четырёх Героев Советского Союза, Героя Социалистического Труда, многих известных, успешных в жизни, в избранной профессии людей, достойна уважения. Школа – лауреат премии Президента России и Губернатора Брянской области достойна уважения. Школа, где каждый второй педагог – её выпускник, достойна уважения. Быть её учеником, выпускником – это предмет гордости, поддерживать её высокий статус – дело чести. Так строится система воспитания и образования.
И особое место здесь принадлежит нашим выпускникам, людям, окончившим школу давно и совсем недавно.
Многие ли школы могут похвалиться тем, что с ними десятилетиями не прерывают контакты выпускники, которые стоят в шаге от своего 100-летнего юбилея?! А у нас есть такие! И мы этим очень гордимся!
Это наш выпускник, бывший учитель НВП и физкультуры, строитель Комсомольска-на-Амуре, фронтовик-орденоносец, гвардии сержант Михаил Иванович Васильков, живущий ныне в Санкт-Петербурге. И наш бывший ученик, участник войны, инженер-капитан, Почётный железнодорожник Давид Абрамович Красиков, живущий в Нью-Йорке. Мы переписываемся с ними, они шлют нам свои воспоминания, фотографии, стихи. В прошедшем учебном году мы сделали выставку, посвящённую нашим старейшим выпускникам. А 20 октября следующего года наша делегация обязательно поедет в Питер поздравлять Михаила Ивановича! Вот с Нью-Йорком, правда, сложнее. Отправим подарки, награды и пообщаемся по Скайпу.
Огромной, невосполнимой утратой стала для нас смерть нашей выпускницы, ветерана войны и педагогического труда Александры Никитичны Ерёминой. Она была для нас символом мужества, служения Отечеству, милосердия и благородства.
Мы благодарны за помощь в патриотическом воспитании молодёжи нашим выпускникам-ветеранам войны Дмитрию Игнатьевичу Минакову и Михаилу Семёновичу Данченкову, младшему брату знаменитого комбрига Первой Клетнянской партизанской бригады. Михаила Семёновича ждём в гости в сентябре на празднование 70-летия освобождения Брянщины.
Настоящая дружба сложилась между школой и родственниками и боевыми товарищами нашей выпускницы Елизаветы Беневской, бойца легендарной в/ч 9903, погибшей в битве за Москву. Они приезжают в школу, мы бываем у них в Москве.
Трудно переоценить значение той поддержки, которую до самого ухода из жизни оказывал школе наш выпускник, легендарный военный разведчик, учёный, педагог, журналист, литературовед Александр Егорович Мачехин. В канун 100-летия школы супруги Мачехины перечислили 25 тысяч рублей для поддержки талантливых учеников. Все философско-мировоззренческие книги серий «Мудрость тысячелетий» и «Смысл жизни», которые готовил и издавал Мачехин, в первую очередь он передавал в родную школу. Кстати, одну из этих книг он посвятил своей альма-матер. Сейчас в Москве готовится к выходу в свет книга о самом Александре Егоровиче под названием «Жизнь в поисках смысла». В числе её авторов-составителей и наши учителя и выпускники. Первая презентация книги состоится, естественно, в нашей школе в канун Дня военного разведчика.
            Благодаря нашей выпускнице, к сожалению, недавно ушедшей из жизни, Заслуженному учителю России Екатерине Петровне Федотенковой у нас наладилось сотрудничество с её сыном, зам. Главкома ВМФ России вице-адмиралом Александром Николаевичем Федотенковым. Вице-адмирал, будучи внучатым племянником генерал-майора Никитина И.С., имя которого носит наша школа, в этом году выступил с инициативой: в честь 50-летия присвоения школе имени генерала Никитина открыть на здании школы памятную доску, которую он и заказал на собственные средства. Надеемся на то, что он сам сможет приехать на её открытие, хотя, безусловно, личное время его весьма ограничено.
         Наш выпускник 1971 года, бывший начальник тыла Балтийской военно-морской базы капитан первого ранга в запасе Вячеслав Михайлович Городецкий – частый гость в школе, несмотря на то, что живёт в Калининграде. Он одинаково блестяще проводит занятия как со старшеклассниками, так со школьниками начальных классов. Он так увлекательно рассказывает о море, об истории Российского Военно-морского флота, что под его влиянием и при его непосредственной помощи 12 дубровских мальчишек стали курсантами Балтийского военно-морского института им. адмирала Ф.Ф. Ушакова, а некоторые уже служат на флоте. Сейчас там учатся Антон Дроздов, Илья Черноног, Артём Мортиков, Андрей Колесов, в этом году поступил Владислав Изотов.
         Наверное, не надо объяснять, что о тех или иных исторических событиях ярче, образнее и честнее участников этих событий не расскажет ни учёный, ни учитель, ни сухой документ. Исходя из этого, мы стараемся привлекать наших выпускников для проведения уроков истории, краеведения, уроков Мужества и др. внеклассных мероприятий. Нам очень помогают краевед, ветеран педагогического труда Николай Егорович Мачехин, участник боевых действий в Афганистане Александр Черноног, ликвидатор последствий на аварии на Чернобыльской АЭС Владимир Шафранов, участник боевых действий в Чечне, военный врач Сергей Васильевич Павлюченко, капитан ФСО Павел Недайводин, курсант Университета МЧС Екатерина Киреева и многие другие.
Видели бы вы, как горели глаза мальчишек и девчонок, когда курсант Университета МВД (а теперь уже сотрудник полиции) Алексей Карандин привёз в школу своих товарищей курсантов, которые входят в поисковый отряд «Возрождение»! Поисковики привезли найденные в земле артефакты времён Великой Отечественной войны, солдатские медальоны, фильмы о своей работе. Они рассказывали, как и зачем каждое лето проводят в походах по Брянщине, по местам боёв, учили школьников, как себя вести, если в лесу нашёл оружие и боеприпасы времён войны, как расшифровывать записи из солдатского медальона. Вопросам детей не было конца. Это им интересно. Это видится им не только романтичным, но и значимым. А ведь когда-то в школе работало четыре состава старшеклассников-поисковиков, входивших в районный поисковый отряд «Факел». Они делали реальное, конкретное дело по сохранению исторической памяти, многие за свою работу были награждены памятными знаками Минобороны, грамотами и благодарностями губернатора области. Теперь почему-то школьников из этой работы выключили. Благо, что у нас в школе работает наш выпускник, учитель-энтузиаст Сергей Анатольевич Филимоненков, который возрождает это движение со свои военно-патриотическим клубом «Патриот».
Вот уже несколько лет ученики школы знают, что у них есть особый стимул для отличной учёбы, высоких результатов в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях. Этот стимул – недельное путешествие в чудесный город Санкт-Петербург и его пригороды, посещение музеев, дворцов, парков, выставок, театров, встреча с нашим выпускником, профессором Университета физической культуры им. Ф. Лесгафта, одним из лучших велотренеров страны, Почётным гражданином Дубровки Александром Анатольевичем Кузнецовым, который организует и финансирует эту образовательную экскурсию. Мы очень благодарны Александру Анатольевичу за это.
Совершенно особое место в системе наших отношений с выпускниками занимает дружба и сотрудничество с генеральным директором ЗАО «Созидатель», Заслуженным строителем России, Почётным гражданином Дубровки и Дубровского района Валерием Михайловичем Городецким. Когда он рассказывает школьникам, как сам, без чьей-то поддержки, своим умом, трудом, терпением, сделал свою жизнь, пройдя путь от экскаваторщика на комсомольской стройке до гендиректора крупнейшей строительной фирмы, от нищего работяги до миллионера, ребята понимают, что делать ставку нужно только на себя. Надо учиться целеполаганию, целеустремлённости, трудолюбию, настойчивости, креативности мышления. И не надо искать виноватых на стороне, не надо ждать помощи и поддержки извне. Ты сам делаешь свою жизнь. Сам отвечаешь за себя.
Хочу ещё и ещё раз поблагодарить Валерия Михайловича за ту громадную материальную поддержку, которую он оказывает своей школе. Это наш главный меценат, без помощи которого нам пришлось бы очень туго.
Не забывают свою школу и наши выпускники, работающие сегодня в органах власти. Мы благодарны главе МО «Дубровский район», председателю Дубровского районного Совета народных депутатов Геннадию Анатольевичу Чернякову, зам. главы администрации района Ольге Анатольевне Бороновской, начальникам отделов администрации Оксане Николаевне Василенко, Елене Владимировне Клочковой, Наталье Михайловне Прокопович,Татьяне Александровне Лариной, Юлии Владимировны .
Многие выпускники школы помогают нам, педагогам, в организации образовательного процесса, что позволяет держать реальную связь между школой и вузом, наукой; школой и производством; школой и бизнесом.
Вот уже несколько лет практикуем публичные лекции для старшеклассников по различной тематике, как в нашей школе, так и в вузе, на рабочем месте нашего выпускника. Профессор истории Государственного университета управлении Александр Антонович Ильюхов в Год российской истории говорил, естественно, о нашей отечественной истории. А в этом году, 29 июня, в День партизан и подпольщиков, – об истории партизанского движения и его роли в достижении Великой Победы.
Заслуженный врач России с 40-летним стажем Валерий Андреевич Шиленков рассказывал ученикам о проблемах современной медицины.
Кандидат физико-математичеких наук, доцент БГУ, научный руководитель совместной с Институтом общей физики РАН им. А.М. Прохорова научно-исследовательской лабораторииПавел Аркадьевич Попов говорил об исследованиях физико-химических свойств твёрдых тел, показывал свою лабораторию, выращенные им кристаллы, а потом провёл профориентационную экскурсию по физико-математическому факультету, организовал встречи и консультации с деканом и преподавателями. Это происходило в День российской науки 8 февраля.
Следующий День российской науки мы договорились провести тоже в БГУ, но теперь уже
с нашей выпускницей, профессором педагогики, проректором университета Татьяной Александровной Степченко.
Хочу высказать слова глубокой благодарности нашей выпускнице, доценту БГУ Ларисе Леонидовне Семенищенковой за то, что она при подготовке книги по истории музыкальной культуры Брянщины, которая в прошлом учебном году поступила во все школы области, внесла в неё главу, посвящённую нашему выпускнику и учителю, создателю и первому директору Дубровской музыкальной школы Владимиру Александровичу Моисеенкову. Теперь совместно со школой выпускники начинают кампанию по присвоению Дубровской школе искусств имени В.А. Моисеенкова.
Нередко для проведения уроков обществознания, бесед, круглых столов в школу приглашаются выпускники, работающие в банковской системе, в службе занятости, в правоохранительных органах, в бизнесе. Практикуем проведение мастер-классов нашими мастерами-умельцами.
Стало уже доброй традицией дарение школе книг её выпускниками. Две недели назад мы получили очередной такой дар от нашего выпускника, полковника запаса Алексея Павловича Ерёмина. Это книги из библиотеки его покойной матери Александры Никитичны.
Многие наши выпускники, работающие в системе высшего и среднего специального образования, ведут активную работу по профессиональной ориентации школьников. За долгие годы руководства Московским агроинженерным университетом им. В. Горячкина профессор Михаил Никитьевич Ерохин создал в своём университете большое Дубровское землячество. Десятки дубровских мальчишек и девчонок получили техническое сельскохозяйственное образование и пополнили ряды работников АПК. И сейчас в МГАУ работает и обучается немало наших выпускников.
Проводят уроки профориентации наши выпускники из БГУ, МПСА, БГСХА, Московского агроинженерного университета, Московского государственного университета леса, Брянского медицинского колледжа, Брянского железнодорожного колледжа, др. учебных заведений страны.
Поддерживают нынешних педагогов школы советом, литературой, программным обеспечением, методическими материалами наши коллеги профессор РУДН Татьяна Михайловна Балыхина, профессор Тюменского университета Светлана Михайловна Белякова, зам. директора московской гимназии № 1576 Юрий Алексеевич Середа, главный консультант отдела развития общего и дошкольного образования Департамента образования и науки Брянской области Наталья Васильевна Бибикова.
Большую помощь в культурно-просветительской деятельности нам оказывают многие наши выпускники: поэты Николай Алексеенков и Александра Тарасова, музыкант Сергей Матвеев, дочь нашего выпускника, Героя Социалистического Труда Петра Дмитриевича Рылько писатель Нина Петровна Рылько.
Конечно, мы тоже стараемся быть хоть чем-то полезными нашим выпускникам, благодарными им. Ходатайствуем о присвоении имён Почётного гражданина посёлка Дубровка, о награждении региональными и общественными медалями, вручаем благодарственные письма, грамоты, следим за их успехами, пишем письма, навещаем при случае, волонтёрски помогаем по дому и хозяйству (речь идёт о ветеранах) публикуем информацию о них в СМИ, рекрутируем в их учебные заведения абитуриентов и т.д.
Дружить с выпускниками, сотрудничать с ними, быть им интересными и нужными – это непросто. Это большой труд, которому надо всем нам учиться.
А теперь возвращаюсь к тому, с чего начал своё выступление. Хоть мы и привыкли думать, что поступление в вуз, любая дальнейшая перспектива выпускника – это производная от ресурсов родителей и талантов ребенка. Однако, как ни крути, выбор школы сильно определяет перспективы выпускника. Повсеместное распространение ЕГЭ не смягчило, а усилило эту тенденцию: школа по-прежнему является стартовой площадкой всей последующей траектории.
Так вот, считаю, что при вобщем-то не самой высокой обеспеченности процесса образования и воспитания (по сравнению, скажем, с городскими школами) Дубровская средняя школа №1 им. генерал-майора Никитина И.С. даёт стабильно высокий «вклад» в жизненные шансы своих учеников. И не последнюю роль в этом играют наши выпускники, наше взаимовыгодное, тесное, плодотворное сотрудничество с ними.

Директор школы, А.И. Соловьёв

перейти в раздел новостей