СУДЬБА УЧИТЕЛЯ-КРАЕВЕДА В УСЛОВИЯХ ТОТАЛИТАРНОГО РЕЖИМА (Н.И. ЛЕЛЯНОВ)
Понятие «краеведение» сформировалось в отечественной науке к началу 20-х гг. XX века в связи с широким развитием инициативы и самостоятельности на местах и возникновением обществ изучения местного края. Тогда же были сформулированы основные положения о предмете, целях и методах краеведения, сохранившие значение до наших дней.
Краеведение – это изучение того или иного региона (города, села, района, области и вообще территории, которая может объединяться понятием «край») местными силами. В научной литературе 1920-х гг. выделяется, как правило, два основных аспекта краеведения: историко-культурный и естественно-географический, что по современной терминологии объединяется понятием «историческое краеведение» и «географическое краеведение».
Первое десятилетие Советской власти называют «золотым десятилетием» развития краеведения. Повсеместно возникали краеведческие общества, музеи, кружки. Их задачей было изучение родного края, сохранение памятников, защита природы, распространение знаний об Отечестве, о «малой родине».
Краеведы 20-х гг. выступали преемниками родиноведческого движения начала столетия, а в ряде случаев краеведческую работу на местах направляли те же люди, которые отдавали ей силы и до Первой мировой войны. Краеведы спасали от уничтожения бесценные шедевры древнерусской живописи и прикладного искусства, исторические раритеты, редчайшие книги и старинные документы, препятствовали разрушению археологических и уникальных природных объектов. В то время во главе краеведческого движения стоял выдающийся ученый академик С.Ф. Ольденбург. Ко второй половине 20-х годов в СССР было зарегистрировано более 1700 краеведческих организаций и учреждений. В результате создания новых и реорганизации старых в стране возникла широкая сеть краеведческих музеев (только на территории РСФСР в конце 1927 г. их количество приблизилось к 300).
После окончания Гражданской войны стала очевидной необходимость координации деятельности краеведов. В стране проводились различные краеведческие конференции. К середине 1927 г. их состоялось более 100. Было создано Центральное бюро краеведения, издавались краеведческие журналы.
В «Известиях Центрального бюро краеведения» были сформулированы задачи краеведческих организаций:
– разработка маршрутов экскурсий, прогулок;
– организация докладов, лекций, посвященных характеристике края;
– изучение мест, где можно провести свободное время, отдохнуть;
– проведение выставок, конкурсов на лучший сбор материалов во время экскурсий;
– подготовка организаторов краеведческой и экскурсионной работ.
В 1921 г. в Петрограде был организован Экскурсионный институт, а в Москве Музейно-экскурсионный институт; в Московском университете открылась кафедра по краеведению и экскурсионному делу.
Постепенно, со второй половины 20-х годов, усилилось стремление к политической идеологизации работы краеведов. К руководству краеведением пришли люди, имевшие преимущественно опыт партийной или государственно-аппаратной работы. Историко-культурное краеведение как «гробокопательско-архивное» призывали ликвидировать. Ряд добровольных краеведческих обществ был разгромлен НКВД по заданию руководства компартии («Дело краеведов» 1933-1934 г.) Началась травля краеведов в прессе, обвинения в организации заговоров, вредительстве. В то время, когда стремились все нивелировать, краеведы считали своим долгом выявлять своеобразие региона, предотвращали попытки унифицировать приемы хозяйствования без учета местных особенностей – природных и социальных. Массовое разрушение старинных, особенно церковных, зданий влекло за собой наказание тех, кто видел в них памятники культуры и истории, боролся за их сохранение. В результате то, что мы называем «37-м годом», для краеведения наступило еще в 1929-30 гг.
10 июня 1937 г. вышло постановление СНК РСФСР, запрещающее дальнейшее существование центрального и местных бюро краеведения. Их деятельность была признана (!) нецелесообразной. К середине 30-х гг. были ликвидированы оставшиеся краеведческие организации, закрыты многие музеи. Многие краеведы были репрессированы.
Сейчас ясно, что разгром краеведения в 30-е годы нанес нашей нравственной культуре непоправимый урон. На долгое время забыто было даже само слово «краеведение».
Особо следует сказать о судьбе известного краеведа, историка, археолога, естествоиспытателя, учителя Дубровской школы Николая Иосифовича Лелянова.
«Последний из могикан довоенной краеведческой археологии» - так говорил о первом краеведе-исследователе и археологе дубровской земли, погибшем в сталинских застенках, Николае Иосифовиче Лелянове российский историк и археолог к.и.н., профессор БГУ А.А. Чубур.
Уроженец города Дорогобужа Смоленской губернии, Николай Иосифович Лелянов, не успевший из-за революции окончить Московский университет, но уже отслуживший в рядах Красной Армии, работал учителем в поселках Рогнедино и Дубровка на Брянщине. В Дубровской школе Лелянов организовал краеведческий кружок, члены которого начали собирать материал по истории станционного поселка Дубровка, а также обследовать местные археологические памятники.
Бывшая ученица Николая Иосифовича, старожил поселка Ираида Георгиевна Радошкевич с большой любовью вспоминает своего учителя, тот творческий дух поиска Истины, который всегда царил на его уроках и занятиях краеведческого кружка. Результатом большого и кропотливого труда учителя-краеведа Лелянова стал первый исторический очерк о Дубровке «Заметки о прошлом станционного поселка Дубровка (Бежицкий уезд)», который был опубликован во втором выпуске краеведческого сборника «Брянский край», вышедшем в Брянске в 1928 году. Надо с горечью отметить, что до сегодняшнего дня не появилось больше ни одного подобного исследования по истории нашего поселка.
В 1927 году Н.И. Лелянов обследовал и оставил описание городища Дубровка (Немировка), которое относится примерно к 5–7 вв. В этом же году он обследовал и другие археологические памятники на территории Дубровского района (городище Рябчи, курганный могильник Городец), а также обнаружил селище Красной Маяк Рековичи, городище Городец, городище Загорье, селище Загорье, курганный могильник Красный Маяк Рековичи.
20 июля 1927 года Николай Лелянов с женой и сыном переехал в Бежицу и стал преподавателем фабрично-заводской семилетки №1. Одновременно он преподавал на рабфаке и в фельдшерском училище. Учителя Н.И. Лелянов и И.Е. Благодатский в конце 1920-х гг., объединившись, создали краеведческий кабинет и школьный краеведческий кружок, которыми заведовал Лелянов. Он всерьез занялся археологией окрестностей этого рабочего поселка, а затем и более удаленных территорий Подесенья. Особый интерес Николай Иосифович проявлял к памятникам каменного века.
В то время, как краеведческое общество в Брянске пришло в упадок с увольнением по политическим мотивам (подвело происхождение) С.С. Деева из музея, Бежицкий кружок превратился в крупное отделение Общества Изучения Западной области. Центр Общества располагался в Смоленске. Немалую роль в работе Бежицкого отделения общества сыграла археолог Елизавета Арсеньевна Калитина, которая высоко ценила Лелянова: «Николай Иосифович мне очень нравится – этот действительно по ошибке не стал археологом-специалистом».
Научную деятельность Николай Иосифович всегда успешно совмещал с педагогической. По воспоминаниям его учеников, он был учителем от Бога. Хорошо образованный, увлеченный, влюбленный в свое дело и своих воспитанников педагог воспитал целую плеяду своих последователей. Пожалуй, самым ярким именем в их числе является имя известного брянского археолога Федора Михайловича Заверняева.
Заверняев, вспоминая своего учителя, отмечал, что он потрясал всех, кто его знал, кто с ним работал, жаром своей души и глубиной знаний. По его свидетельству, Лелянов читал наизусть «Илиаду», имел колоссальную библиотеку, владел латынью, знал историю, геологию, ботанику: мог часами рассказывать о травах, собрал самый полный тогда на Брянщине научный гербарий (600 листов), ставший его дипломной работой в Смоленском пединституте, оконченном экстерном в 1936 году.
В 1934-1937 гг. Лелянов был зав. краеведческим кабинетом и секретарем краеведческого кружка в Доме художественного воспитания детей в Бежице. В 1935 году Обществом по изучению Западной области было проведено 103 геологических и туристических похода с участием 3000 рабочих, колхозников, учителей и учащихся. Из них 32 - под руководством Лелянова и Благодатского. В январе 1936 года краеведы впервые организовали в Бежице школьную краеведческую конференцию.
Известный археолог К.М. Поликарпович еще летом 1931 года, будучи в Бежице, осмотрел собранную Леляновым огромную коллекцию археологических и палеонтологических находок и дал его работе высокую оценку. К 1936 году Н.И. Леляновым были учтены уже свыше 700 археологических памятников Подесенья. Сегодня все видные археологи признают: Н.И. Лелянов в 1930-х гг. был лучшим знатоком археологии северо-востока современной Брянской области.
Но, к сожалению, использовать материалы краеведа в полной мере так и не удалось: начался партийный разгон провинциального краеведения. На I Всероссийском музейном съезде в Москве в 1930 году марксисты призвали «очистить музеи не только от хлама старинных вещей, но и от человеческого хлама». Под «хламом» подразумевалась интеллигенция дореволюционной закваски. Гонениям на краеведение и археологию был дан официальный старт. Ряд добровольных краеведческих обществ был разгромлен НКВД по заданию руководства компартии («Дело краеведов» 1933-1934 г.).
Казалось, начавшаяся по всей стране волна репрессий против региональной науки, чудесным образом обходит Бежицу - убежище «последних из могикан» советского научного краеведения. Но 10 июня 1937 года Совнарком РСФСР издал постановление, ликвидировавшее центральное и местные Бюро краеведения и признававшее их деятельность нецелесообразной. Вскоре оборвалась и судьба самих бежицких краеведов: Н.И. Лелянов и его друг И.Е. Благодатский были арестованы Орловским ОГПУ по пресловутым «Сталинским спискам» и расстреляны без суда 12 сентября 1938 года, как «враги народа» (Архив Президента РФ, ф.3, оп.24, д.418, л.206).
Итак, краеведение – региональные археология, история, этнография и естествознание – было уничтожено. Большинство краеведов отправилось из Бюро Краеведения в концлагеря и на тайные места массовых расстрелов.

«Учителей сожрало море лжи и выбросило возле Магадана» - писал поэт Владимир Высоцкий.

<<вернуться в раздел новостей>>